”Тот обретает мир, в душу которого вливаются желания так же, как в полноводный океан, сохраняющий неподвижность, вливаются реки. Кто в такой степени отрекся от желаний и идет вперед, свободный от вожделений, корысти и эгоизма, тот обретает мир”. Бхагавад-Гитта

Кришна


Кришна легендарный индийский герой. Для индусов Кришна является одной из крупнейших духовных личностей всех времен и народов.

Кришна – главный герой уважаемого индийского религиозного эпоса Махабхараты и ее самой сакральной части – Бхагавадгиты. Для индусов эти книги имеют такое же большое значение как Библия для христиан или Коран для мусульман, а образ Кришны можно сравнить с образом Христа, который также, как и Кришна, был воплощением Бога.

О Кришне существует огромное количество мифов и легенд, и даже может сложиться впечатление, что Кришна – сугубо мифический и сказочный персонаж. Однако это не так. Кришна такой же исторический персонаж, как Иисус, Будда, Моисей, а его жизнь и личность были настолько яркими, что из них родились большое количество индийских религиозных писаний, так называемых пуран.           

Согласно мифологии, Мать Земля, не в силах больше выносить тяжесть грехов, совершенных злыми королями и правителями, обратилась к богу-создателю Брахме за помощью. Брахма обратил свои молитвы к Вишну, и тот заверил его, что Кришна вскоре родится на земле чтобы собственноручно уничтожить тиранические силы зла.

Датой рождения Кришны, известной как Джанмаштами, считается 19 июля 3228 года до н.э. (по христианскому календарю).

 

Кришна родился в царской семье, его мать Деваки была родной сестрой царя Камсы, жестоким и не порядочным правителем.

Когда царь Камса пришел к власти, было пророчество о том, что он погибнет от восьмого сына своей сестры Деваки. Напуганный этим пророчеством, Камса стал убивать одного за другим всех детей Деваки и ее мужа Васудевы, только они рождались на свет.

Но рождению Шри Кришны и исполнению его миссии, ничто не могло помешать.

По воле судьбы получилось так, что Кришну воспитывал приемный отец Нанда, который был пастухом, и приемная мать Яшуда.

Свои детские и юношеские годы Кришна провел в окружении пастухов, пастушек, да и сам был простым пастухом.

 

Маленький Кришна с самого своего рождения был необычным ребенком, его называли солнечным, ибо сама его улыбка и присутствие распространяли радость вокруг. Все люди, дети, женщины, пастухи, животные любили его. Еще, будучи маленьким ребенком, Кришна был не по годам умным, ибо между детскими играми со своими ровесниками мог на равных вести серьезные разговоры с мудрыми старцами поселка. Он совершенно не ведал страха, иногда его встречали в лесу в объятиях молодых пантер или тигров, которые не причиняли маленькому Кришне никакого вреда.

 

Когда Кришна подрастает, он возвращается в царство Матхуры и там побеждает своего дядю – царя Камсу, и восстанавливает справедливость, на трон садится его законный владелец – царь Уграсена, а Кришна становится одним из принцев царства.

По легенде Кришна предложил обеим воюющим сторонам такое условие: одной стороне он дает свою армию, а второй самого себя, и будет помогать своими советами и мудростью. Кауравы выбрали себе армию Кришны, а сам Кришна начал помогать Пандавам, он стал извозчиком царской колесницы Арджуны – главного наследственного принца Пандавов, который был и главным командующим их армии.

 

И вот настал день решающей битвы, огромные армии двух родов выстроились на поле битвы Курукшетра.

Арджуна перед самой битвой смутился и впал в отчаяние, потому что не хотел начинать это кровопролитие и убивать столько людей, к тому же, на стороне Кауравов было немало родственников, воспитателей и учителей Арджуны. Перед битвой Кришна дает Арджуне свои божественные наставления, которые легли в основу Бхагавад-Гиты.

«Бхагавад – Гита», или «Песнь Господня», состоит из 18 глав, в которых Кришна развивает идею долга и раскрывает значение духовного подвига. Это часть великой поэмы «Махабхарата», повесть о великой Войне.

Песнь Господня укрепила и утешила много измученных и усталых душ.

Ее цель – поднять того, кто ищет духовного пути, с низших ступеней на высшие ступени отречения, где умирают желания и где Йог пребывает в тихом и непрерывном созерцании, в то время как его тело и ум деятельно заняты исполнением долга.

Центральный урок Бхагавад – Гиты заключается в том, что духовный человек может не быть отшельником, а единение с божественной Жизнью может совершиться и продолжаться среди мирской деятельности, так как препятствия к слиянию лежат не вне нас, а в нас самих».

В согласии с описаниями «Бхагавата-пураны» и «Бхагавад-гиты» и основанными на них астрономическими расчётами, датой смерти Кришны в индуизме считают 18 февраля 3102 года до н. э.

На протяжении поколений он являлся эталоном для некоторых, но богом для миллионов. Кришна для многих – лидер, герой, защитник, философ, друг и учитель.

Кришна повлиял на индийскую жизнь, культуру и мышление. Его влияние затронуло не только религию и философию, но и литературу с мистицизмом, художество и скульптуры, танцы и музыку, а также все аспекты индийского фольклора.

 

 Наталия Дмитриевна Спирина. «Кришна» Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»)

В Бхагавад-Гите утверждается идея бессмертия, основанная на не уничтожаемости нашего высшего, истинного «Я». Оно неразрушимо, потому что оно является частицей Бога, бессмертной и вечной, которая находится во всём и во всех.

«Я — Атма, что пребывает в сердцах всего сущего, Я — начало, сердцевина, а также и конец всех существ». «И всё, что есть семя всего сущего, это — Я; и нет ничего движущегося или неподвижного, что могло бы существовать вне Меня».

«Всё нанизано на Мне, как жемчужины нанизаны на нити».

Кришна говорит своему ученику Арджуне: «Познай Мою иную природу, высшую, которая есть элемент жизни, посредством которой держится мир. Познай в ней лоно всего сущего. Я есмь Источник возникновения вселенной, и во Мне исчезает она».

«Нет ничего выше Меня». «Я — и вкус воды, Я — и блеск луны и солнца, и Священное Слово в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях. Я — чистый запах земли и свет огня; Я — жизнь всего сущего и подвиг подвижников. Познай Меня как вечное семя всего сущего; Я — мудрость одарённых Разумом и блеск всех великолепных вещей. Я — сила сильных, свободных от вожделения и страсти». «Мудрого Я почитаю подобным Себе; слившись со своим Высшим Я, он устремлён ко Мне, на Верховный Путь». «Кто видит высочайшего Господа, не погибающего в погибающем, равно пребывающего во всех существах, — кто так видит, тот видит воистину».

Потому «мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых. Ибо поистине не было времени, когда бы я, или ты, или эти владыки земли не были; воистину не перестанем мы быть и в будущем. Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит.

Соприкосновения с материей бросают в холод и жар, доставляют наслаждение и страдание; эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают; выноси их мужественно. Тот, кого они не мучают, кто уравновешен в радости и горе и твёрд, тот способен к бессмертию.

У нереального нет бытия; реальное не перестаёт быть; эту конечную истину постигли прозревшие в суть вещей.

Знай, что То, Которым проникнуто всё сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Нерушимое. Преходящи лишь тела этого Вечного, который неразрушим и неизмерим. Поэтому сражайся. Думающий, что Он может убить, и думающий, что Он может быть убитым, оба одинаково заблуждаются. Человек не может ни убить, ни быть убитым. Он не рождается и не умирает; раз получив бытие, Он не перестаёт существовать. Нерождённый, постоянный, вечный и древний, Он не убит, когда тело его убивают».

«Подобно тому, как Человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает Он изношенные тела и облекается в новые. Оружие не рассекает Его, огонь не палит Его, вода Его не мочит, ветер не сушит Его. Ибо нельзя ни рассечь, ни спалить, ни пропитать влагой, ни высушить Его: постоянный, всепроникающий, устойчивый, незыблемый, извечный Он. Непроявленным, непостижимым, неизменным именуется Он. Зная Его таким, ты не должен скорбеть. (...) Обитающий в этом теле всегда неуязвим; и посему ты не должен скорбеть ни о каком существе».

Великие Учителя, свободные от всего земного, выявляли божественное в себе. «Я и Отец — одно», — говорил Христос. И ничего личностного в этом утверждении нет, как нет этого и в словах Кришны: «Нет ничего выше Меня». Говорил это не человек Кришна, а Бог, Который пребывал в нём.

Все религии направляли людей на поиски и обретение своего высшего, духовного «Я». «...Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный», — призывал Христос. «Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я», — говорит Учитель, давший нам Откровение Новой Эпохи.

Все заповеди и проповеди духовных Учителей были направлены на то, чтобы помочь людям; побеждая низшее, дать возможность проявиться высшему в них. Путь к этому лежит в основе всех религий. Основоположники каждой из них вели к этой цели своим путём, сообразуясь с уровнем и особенностями сознания людей данного времени. Истина одна, космические законы едины; и все религии — пути к Единому Богу. Корни всех вероучений заключаются не в обрядах, а в основах, и решает дело сознательное и добровольное вступление человека на эволюционный, предназначенный ему путь труда над собой и неустанной борьбы со своими несовершенствами, ради того, чтобы Божественное в нём могло восторжествовать.

«...Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», — сказано в Евангелии.

Кришна призывает трудиться не ради плодов деятельности, а ради выполнения своего долга. «Взирай лишь на дело, а не на плоды его; да не будет побуждением твоим — плоды деятельности, но и бездействию не предавайся. Отказываясь от привязанности, оставаясь одинаково уравновешенным в успехе и неудаче, совершай действия в слиянии с Божественным».

«Человек достигает совершенства, исполняя свой долг с усердием».

Кришна говорит, что страдания проистекают от привязанностей к земному — непрочному и скоропроходящему. Он повествует о том, что происходит вследствие этого. «Устремление мысли на предметы чувств рождает привязанность к ним; от привязанности является вожделение; от вожделения рождается гнев. От гнева происходит заблуждение; от заблуждения — смятение памяти; от смятения памяти — разрушение разума; от разрушения разума человек погибает. Но свободное от притяжения и отталкивания, двигаясь среди предметов чувств, владеющее собою "я", послушное своему высшему "Я", идёт к миру. В этом состоянии мира наступает конец всем страданиям; разум того, чьё сердце успокоилось, скоро достигнет равновесия».

«Тот, кто делает всё во имя Моё, для кого Я — высочайшее благо, кто предан Мне, свободный от привязанности, недоступный вражде, тот приходит ко Мне», — говорит Кришна.

 

Используемые материалы:

- Доклад Н.Д.Спириной «Кришна», из цикла радиопередач «Светочи жизни»

- Материалы с сайта http://zen.jofo.ru/357243.html

 

 

Поделиться:



    Ваши комментарии

    Ф.И.О.:
    E-mail: Ваш e-mail не будет опубликован
    Сообщение:
    Введите ответ:
    Все поля обязательные для заполнения.