Николай Константинович Рерих


 Николай Константинович Рерих – Вестник Новой Эпохи 

Николай Константинович Рерих – великий русский художник, писатель, археолог, философ, путешественник и общественный деятель – родился в Петербурге 9 октября 1874 года. (13 декабря 1947 года – День ухода). 

Жизнь Н.К.Рериха была беспрерывным потоком даяния и служения. 

Николай Константинович поразительно умел организовать свое время, не тратя ни одной минуты впустую. У него не было ни одного лишнего движения, речь его была доброжелательна, но скупа и немногословна. 

Святослав Николаевич Рерих вспоминает: «Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Когда он рисовал или писал, то делал это со спокойной обдуманностью. Когда он писал… он никогда не исправлял и не менял своих предложений, и менее всего своих мыслей. Это было постоянное поступательное устремление к известной определенной цели, и это можно сказать о всей его жизни». 

При знакомстве с духовными учениями Востока Рерих приходит к пониманию единства основ для истинных духовных Учений. Он любил повторять: «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают». Он писал: «Я не умаляю ни Запада, ни Юга, ни Севера, ни Востока, ибо в сущности эти разделения не существуют. Весь мир разделен только в нашем сознании. Но если просветлено это сознание, то в нем возжигается светоч огненного союза и поистине не сломим пламенный энтузиазм». (Н.К.Рерих. Держава Света) 

«Зажигая светочи духа, разве это не прекрасно сознавать, что и в других странах те же самые светочи сверкают».(Н.К.Рерих. Держава Света) 

«Свет един, и поистине международны врата к нему…» (Н.К.Рерих. Держава Света) 

Кульминацией всех духовных устремлений Н.К.Рериха стала его экспедиция, по его выражению, в Сердце Азии. 

Эта экспедиция имела сокровенный смысл, который был связан с особой планетарной миссией, которую призваны были выполнить Рерихи. 

Миссия заключалась в том, чтобы дать сдвиг сознанию человечества, помочь ему подняться на новую ступень духовной эволюции через приобретение истинного понимания основ жизни, через приобщение к Космическому Знанию и Красоте, которые заключают в себе Учение Жизни – Живая этика, или Агни Йога. 

Рерих должен был стать провозвестником Культуры и Мира в их обновленном понимании, как провозвестника духовных основ жизни. 

Н.К.Рерих был посвящен в самые глубины духовного знания. Он лично знал Тех, Кто дал человечеству эти Знания. Но «чем больше знания, тем труднее распознать носителя его. Умеет он охранить Несказуемое», (Братство, 562), такиН.К.Рерих был прост в обращении и никогда не демонстрировал своих знаний. 

После возвращения из Трансгималайской экспедиции деятельность Рериха приобретает особую напряженность и значительность. Перед ним стоит высокая цель, которая выразилась в кратком пламенном призыве – «Мир через Культуру». 

Он выступает перед огромными аудиториями различных городов Европы и Америки с лекциями по вопросам науки, искусства, философии, пишет многочисленные статьи и книги, поддерживает связи со многими прогрессивными учеными и организациями. 

Особое место во всей его деятельности занимают вопросы культуры, как явление духовное и общечеловеческое

Рерих совершенно по-новому раскрывает понятие Культуры. Он пишет: «…Культура имеет два корня — первый друидический, второй восточный. Культ-Ур — значит Почитание Света». (Н.К.Рерих. Держава Света) 

Н.К.Рерих понимал, как важно сохранить предметы искусства, так как они пропитаны высокими эманациями человеческого творчества. 

В ЖЭ подчеркивается особое значение произведений искусства в темные кризисные эпохи. В книге «Надземное», 122 говорится: «Силы тьмы отлично понимают сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожать предметы искусства, или, по крайней мере отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением… Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии». 

Глубокое осознание ценности Культуры и искусства привело Н.К. к мысли о необходимости защиты их перед лицом надвигающегося хаоса и опасности распада человеческой цивилизации. Так рождается Пакт об охране культурных ценностей во время войны. 

Идея Пакта Рериха вызвала горячую поддержку со стороны многих государств, выдающихся деятелей науки и искусства, общественности. 

15 апреля 1935 года в Нью-Йорке Пакт Мира был подписан президентом США Рузвельтом и представителями всех стран Южной Америки. 

Рерих говорил о том, что лишь осознание культуры и внесение ее во все области человеческой жизни даст путь к миру и согласию между народами, даст ту основу, которая может объединить людей в их благороднейших устремлениях

В Учении Живой Этики сказано: «В Новую Россию Моя первая весть». (Листы Сада Мории. Зов. Предисловие) 

Свет Новой России нес Н.К.Рерих по всем странам мира, давая возможность другим народам приблизиться к Учению Новой Эпохи, не случайно данному на русском языке

Жизнь Н.К.Рериха была Великим Служением, которое никогда не прерывалось. 

Е.И.Рерих писала: «…У Гуру нет ни одной личной мысли, все решительно направлено и отдано на служение Общему Благу». (Письма Е.И.Рерих. 17.12.1930) 

За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. Полотна художника представляют собой кристаллы сгущённого Света, которыми насыщены творения его рук, именно поэтому они производят благотворное действие на тех, кто их воспринимает. 

Картины Рериха возвышают дух, научают видеть красоту Мироздания, кроме того они несут в себе целительные свойства. 

«...Выставка его картин собирала десятки тысяч и подымала выше их вибрации в восторженном восприятии чудесных красок и Образов, им близких. Многие надолго сохраняли воспоминание об этом чудесном подъеме их чувств. Сколько блага пролилось такими воздействиями. Кто знает, сколько людей ушло излеченных от начинающегося злого недуга, забывших о тяжкой обиде или намерении недобром - под воздействием новых вибраций, новых мыслей». (Е.И.Рерих. 9.04.1948) 

Однажды знаменитый биолог Боше демонстрировал Н.К.Рериху процесс умирания растения: «Сейчас я дам яд этой лилии, и Вы увидите, как она вздрогнет и поникнет», — сказал он. Но вместо поникания лилия поднялась ещё выше. Учёный воскликнул: «Давно предугадывал я, что эманации некоторых сильных энергий должны влиять на окружающие физиологические процессы. Вы препятствуете смерти растения, отойдите подальше». И действительно, когда Рерих отошёл, жизнь растения прекратилась. Благодатная энергия, исходившая от великого художника-гуманиста, нейтрализовала действие яда на растение. 

 «Чудес на свете не бывает! ЕСТЬ ЛИШЬ та или иная СТЕПЕНЬ ЗНАНИЯ». (Махатмы) 

9 октября отмечается как День Культуры

Н.К.Рерих, художник, создавший свыше 7000 полотен, мыслитель и общественный деятель, учёный-исследователь, философ, выдающийся борец за мир на земле, борец за Культуру… 

Этот далеко неполный перечень определительных характеризует деятельность Николая Константиновича Рериха, оставившего миру такое культурное наследие, постигать которое нам придётся ещё не одно столетие. 

О каждой из сторон его многогранной деятельности уже написаны многие тома исследований. Сегодня мы подчеркнём главное. 

Впервые в истории человечества из уст русского художника, впитавшего в себя всю силу отечественной культуры, прозвучал призыв: «Мир через Культуру». Этот призыв становится лозунгом наступившей Новой Эпохи. 

Рерих считал, что купол Культуры должен покрывать всё — любую сферу деятельности человека. 

Только через Культуру возможно разрешение самых жгучих проблем человечества, другими словами — это ключевое понятие является единственным условием, которое можно положить в основание очищения и преображения жизни на земле

 Все мы должны осознать, что культура сегодня – это решающий момент, спасительный круг в возрождении былых принципов нравственности. 

Невозможно в одночасье преобразовать общество, устремив его к духовным ориентирам. Капля за каплей предстоит длительная и упорная работа, которую необходимо начинать с себя. 

Жизнь и творчество великого Мастера

"Жизнь всегда ярка. Лучше, чем сама жизнь, всё равно ничего не выдумать!"

 

Биография Николая Константинович в аудио-формате, подготовленная Сибирским Рериховским Обществом:

- часть 1:

- часть 2:

 

Российский период

Древний скандинавский род Рерихов обосновался в России ещё при Петре I и дал государству российскому немало государственных и военных деятелей. Кстати, фамилию Рерих в некоторых статьях пишут так – Рёрих. Но учитывая наши уже продолжительные веяния в русской грамматике, когда слово «ёлка» мы пишем, как «елка», то возможно, что и в фамилии Рериха за многие годы произошла такая подмена буквы.

Его отец - Константин Фёдорович - был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать - Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи.

В январе 1860 года в Остров пришел первый поезд по строящейся дороге Петербург – Варшава. Это привело к знакомству рисовальщика (и будущего нотариуса) Главного Общества Российских железных дорог Константина Рериха и Марии Калашниковой. Они обвенчались 16 октября 1860 года в Троицком соборе города Острова.

Супруга хозяина «умела создать атмосферу радушия и приветливости». Основные заботы Марии Васильевны связаны были с семьёй и воспитанием детей. Родители воспитывали их, как было принято для всех господских детей Петербурга, с ранних лет брали с собой в театр и на концерты.

На имя Марии Васильевны была приобретена усадьба «Извара», где детям гарантировалось деревенское приволье. Детство и юношество Николая Рериха было связано с усадьбой Извара, которая находилась недалеко от станции Волосово, за Гатчиной. Усадьба была окружена густыми лесами, недалеко — незамерзающее озеро с ледяными ключами. В гостиной на стенах картины, перед которыми подолгу простаивал маленький Коля. Одна поражала воображение: пламенеющие от заходящего солнца высокие горы: "…оказалось не что иное, как Канчендэнга! Откуда? Как попала?" (Канченджанга – горный массив в Гималаях на границе Индии и Непала).

И еще интересный факт: во времена Екатерины II неподалёку от усадьбы жил какой-то индусский раджа. Название поместья «извара» приписывали индийскому происхождению, с санскрита слово переводится как "Всевышний" или "Божественный свет".

 

Николай Рерих родился 27 сентября (9 октября по новому стилю) 1874 года в Петербурге.

Рерих с детства также увлекался театром. Соорудили сцену, покупали вырезанные картинки к пьесам, но этого оказалось мало, и мальчик стал показывать собственные постановки: «Ундины» по Шиллеру, «Аиды», «Айвенго». Пускались в ход свечи и цветная бумага, чтобы создать световые эффекты. Любовь к литературе,  и особенно к поэзии проявилась даже в том, что записывались и заучивались стихи, былины, предания, народные сказы и уже в преклонном возрасте Рерих на память цитировал многие из них. Но он к тому же ещё и сочинял: «Месть Ольги за смерть Игоря», «Поход Игоря», пьесы на исторические темы, очерки об охоте.

В девять лет Рерих знакомится с приехавшим в Извару археологом Л. Ивановским. Учёный начал производить раскопки в окрестностях поместья и брать пытливого мальчика с собой. Впоследствии Рерих, вспоминая изварские курганы,  писал: "Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка".

В семье Коле усердно прививались высокие понятия чести, достоинства, доброжелательства, трудолюбия и ответственности. Вопрос о смысле жизни рано начал волновать будущего художника и мыслителя.

Николай с рождения не отличался крепким здоровьем. Особенно досаждали слабые лёгкие. Постоянные простуды, бронхиты. После третьего класса домашний доктор посоветовал для закалки организма зимние и весенние охоты, где в полной мере было общение с природой, жажда новых ощущений, желание проявить смекалку, смелость, находчивость, изобретательность.

Старшая сестра – Лидия (в замужестве Озерова), младшие братья – Владимир (агробиолог, преподаватель) и Борис (архитектор-художник, педагог) Рерихи. Среди друзей семьи Рерихов были и такие видные деятели, как ученый Д. Менделеев, историк Н. Костомаров и многие-многие другие.

В 1891 году друг семьи художник и скульптор М.О. Микешин обратил внимание на его увлечение  рисованием и начал систематические занятия с ним. Знакомство с мозаистом И. Кудриным пробудило интерес к мозаичным работам. 

В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году) и в Императорскую Академию художеств (закончил в 1897 году). С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени - В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым.

С 1892 г. Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской,Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях, преподает в Петербургском археологическом институте (с 1897 по 1903 г.).

Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). С 1905 г. Рерих начинает собирать коллекцию древностей каменного века. Она была представлена на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё (1905), где получила высокую оценку. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России, Германии, Италии, и Франции. Летом 1910 г. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провели первые археологические раскопки в Новгороде.

 

В 1897 году Н. К. Рерих заканчивает Петербургскую Академию художеств. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского искусства П. М. Третьяковым. 

Стасов В. В., известный критик того времени, высоко оценил эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники». Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»

Также духовным напутствием для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха:«Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».

Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Сходятся старцы» (1898), «Плач Ярославны» (1893), «Начало Руси. Славяне» (1896), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость». Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.

В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.

 

В 1899 году (в 25лет) знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий художник и общественный деятель.

 

В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх. Покровский В. А.), а также эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (арх. Покровский В. А.), для Троицкого собора Почаевской лавры (1910), 4 эскиза для росписи часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция «Царица Небесная» и др.). Некоторые мозаики, созданные по эскизам Рериха мастерской В. А. Фролова, сохранились до наших дней.

Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Он был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

 

Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. Плеяда выдающихся мыслителей: В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. вносила в русскую культуру глубинную философскую мысль, насыщала её напряжёнными исканиями смысла жизни и нравственных идеалов. Особый интерес русская интеллигенция проявляла к культуре Востока. В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии («Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. В его исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого, настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовем изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего».«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

 

С 1906 по 1918 год Николай Рерих является директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. Приняв назначение, он увлечённо принимается за работу: расширяет территорию школы, открывает новые отделения и классы, восстанавливает в правах педагогический совет, создаёт при Школе Музей русского искусства, мечтает о реорганизации Школы ОПХ в Свободную народную академию, или Школу Искусств. При школе организуется ряд мастерских. В том числе и иконописная во главе с известным иконописцем Тюлиным. При Рерихе увеличилось число женских классов, был создан женский этюдный класс. Были созданы: старшее отделение, класс графики, литографская мастерская, медальерный класс, класс обсуждения эскизов. Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству. С 1914 г. начались занятия хора под руководством С.С. Митусова. Произошли изменения и в учебных программах: в натурном классе сократилось время постановки натуры, устранён копировальный метод обучения, для подготовки художников-декораторов восстановлено обучение работе клеевыми красками. Своеобразным отчётом полугодовой деятельности иконописной мастерской стал акт поднесения императору Николаю II 6 декабря 1909 г. иконы, выполненной учениками. 

 

С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция,  Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.

Примерно с 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники, из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. В его искусстве сочетаются реализм и символизм. В этот период усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по 1918 годбыло издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Леонид Андреев образно назвал творимый художником мир — «Державой Рериха».

В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции.

 

С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева и др.

 «Величайший интуитивист века», по определению А.М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры.

В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ.

 

В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.

4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького, помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.

 

 

Культурно-просветительская деятельность в Европе и Америке

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию.

Вместе с женой вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.

В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В числе 115 полотен художника экспонировались: «Сокровище ангелов» (1905), «Ангел последний» (1912), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Экстаз» (1917), серии «Героика» и «Сны Востока» и др. Выставки имели большой успех. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.

В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны.

За счёт предоставленных благотворительных средств были основаны культурно-просветительские организации.

В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Определяя задачи Института, Рерих писал:

«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит.»

 

Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).

В ноябре 1923 года открылся нью-йоркский музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника (см. ниже).

 

Спиритические сеансы. «Автоматическое письмо»

В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом, и уже с 1900 года Николай Рерих участвовал в спиритических опытах. С весны 1920 года в доме Рерихов проводятся спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Осваивался метод «автоматического письма».

Непосредственные записи методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, а отчасти и его сын Юрий. Т.о. была создана серия карандашных портретов, на которых изображены восточные Учителя — Будда, Лао-цзы, Сестра Ориола, Аллал-Минг и другие. По утверждению Е. И. Рерих, статья мужа «О свободе передвижения предметов искусства» (1924) «дана» автоматическим письмом.

Вот как описывает В. А. Шибаев (впоследствии секретарь Рериха) их первый совместный спиритический сеанс: «Я был приглашён к художнику академику Н. К. Рериху вечером 2 июня 1920 года и, как обыкновенно, сидел с его сыном в комнате последнего, разговаривая о разных научных темах. Я не знал, что рядом Николай Константинович и его супруга вместе с младшим сыном занимались спиритическими опытами. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. В комнате был полный свет, и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Столик нервно вздрагивал и подскакивал, и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз — да; два раза — нет; три раза — усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Потом было последовательное сообщение букв. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит и, когда буква была произнесена, то последовал стук. Так было собрано несколько фраз.»

 

О спиритических сеансах Рерихов известно также из их внутрисемейной переписки и дневниковых записей. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их данным, им удалось сделать со второй половины 1921 г. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола.

Сам Рерих себя спиритом и мистиком не считал, утверждая, что стремление к «познаванию тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины.

 

Слияние буддизма с коммунизмом. «Махатма Ленин»

После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников Рериха. Осенью 1924-го года он отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и затем — с его помощником Г. А. Астаховым.

Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано). Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г.) - без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса».

 

В Хотане (юго-восток Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая) у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском музее изобразительных искусств. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама шепчет: «Ленин не был против истинного буддизма» - из рукописи экспедиционного дневника Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи», сохранившегося в архиве Внешней политики РФ (Москва), запись от 02.10.1925.

Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими, и они долгое время висели на даче у А. М. Горького.

 

 

Центрально-азиатская экспедиция 1924—1928 гг.

События первой Центрально-азиатской экспедиции нашли отражение в дневниках Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи» и Ю. Н. Рериха «По тропам Срединной Азии», а также дневниках других участников Тибетского путешествия, в которых обращено внимание на особую «буддийскую миссию» экспедиции в Лхасу (Рябинин, Портнягин, Кордашевский). Имеется также ряд рассекреченных документов советской, английской и немецкой разведок о деятельности Рерихов в период экспедиции.

2 декабря 1923 года Н. К. Рерих со своей семьёй прибывает из Америки в Индию. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год. Официально экспедиция была заявлена как американская.

Во время экспедиции были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.

В процессе подготовки экспедиции Рерихи совместно с американским бизнесменом Луисом Хоршем создали в Нью-Йорке две деловые корпорации — «Ур» и «Белуха», которые имели целью проводить широкое деловое предпринимательство на территории Советского Союза. Находясь во время экспедиции в Москве, Николай Рерих хотел добиться регистрации, в соответствии с советскими законами, корпорации «Белуха» для разработки месторождений. Рерихи посетили Алтай с научно-разведывательной и этнографической экспедицией, проводя подбор мест под предполагаемые концессии и изучая возможность «организации в районе горы Белухи культурно-промышленного центра».

Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие, известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927—1928 гг.). По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению её руководителя, Рериха, имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов».

Осенью 1927 года экспедиция была задержана тибетскими властями на подступах к Лхасе и пять месяцев находилась в снежном плену высоко в горах на плато Чантанг, где Рерих писал многочисленные письма тибетским властям, в том числе Далай-ламе, о том, как несправедливо встречено первое «буддийское посольство». Экспедиция так и не была допущена в Лхасу и была вынуждена ценой неимоверных трудностей и потерь пробиваться в Индию.

 

Институт Гималайских исследований «Урусвати»

Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки, и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований, а затем в Западных Гималаях, в долине Кулу Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Он же руководил этнолого-лингвистическими исследованиями и разведкой археологических памятников.

В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и многие другие лаборатории. Проводилась большая работа в области лингвистики и филологии Востока. Собирались и переводились на европейские языки редкие письменные источники многовековой давности, изучались полузабытые наречия. Приглашённые специалисты и временные сотрудники собирали ботанические и зоологические коллекции.

С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии. Научные материалы он посылал в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет, Ботанический сад Академии наук СССР. Академик Н. И. Вавилов, известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. Сотрудничали с институтом и такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн, Луи де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др. С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты научной деятельности его сотрудников. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати».

Вскоре разразился мировой кризис, затем мировая война. Институт Гималайских исследований был лишен возможностей к деятельности и был законсервирован.

 

Луис Хорш и Мастер-Билдинг

В 1922 году Рерих познакомился с преуспевающим нью-йоркским брокером Луисом Л. Хоршем (Louis L. Horch) и его супругой Нетти (Nettie).

В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних — апартмент-отель. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация — Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём.

Дом Мастера был торжественно открыт в ноябре 1929 года. В коллекции музея было более тысячи полотен Рериха, произведения искусства Тибета, библиотека тибетских манускриптов. Для проведения публичных мероприятий была предназначена аудитория на 300 мест. Институт объединённых искусств организовывал классы по живописи, скульптуре, архитектуре и дизайну.

Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях - финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша пошли неудачно. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал; американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». В августе 1935 года разразился кризис, и Хорш перестал общаться с Рерихом.

Хорш, как Президент Музея Рериха и его кредитор, имел значительное влияние на Совет поверенных. Как оказалось, контроль над Домом Мастера по существу принадлежал Хоршу, а Рерих распоряжался им на не совсем ясных договоренностях с Хоршем. В результате череды скандалов, арестов имущества и судебных процессов Музей Рериха и Институт к 1938 году были закрыты, здание попало под контроль Хорша.

Хорш инициировал проверку налоговой службы США, в результате которой была выявлена неуплата Н. К. Рерихом подоходного налога на сумму 48 000 долларов, а также выиграл в суде иск к Рериху на сумму 200 000 долларов. Вкупе с разрывом Рериха с министром Г. Э. Уоллесом, претензиями к Рериху Правительства США, критическим отношением к Рериху американской прессы данные задолженности привели к тому, что Рерих никогда более не смог вернуться в США. Часть картин была распродана семьей Хорш в частные коллекции, музей был закрыт вплоть до 1949 года.

USA_story.doc 

 

 

Маньчжурская экспедиция 1934-1935гг.

Рерих, проанализировав тенденции мировой политики и собранные в Центральноазиатской экспедиции пророчества, приходит к выводу, что середина 1930-х годов может ознаменоваться разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. Желая по возможности принять участие в этом процессе, он организует через американский Сельскохозяйственный Департамент долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай. В 1930 году Рерих подружился с Г. Э. Уоллесом, который, став министром сельского хозяйства в администрации Франклина Рузвельта, отправил Рериха в экспедицию с целью сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы.

Экспедиция была организована в 1934—1935 годах и состояла из двух частей. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй —пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части современного Китая. Художник написал много этюдов, проводил археологические исследования, собирал материалы по лингвистике и фольклору. Рерих в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и философские темы. В результате экспедиции было найдено около 300 видов засухоустойчивых трав, собраны лекарственные растения. В Америку было направлено 2000 посылок семян. Министр сельского хозяйства Генри Уоллес, инициировавший экспедицию, впоследствии сообщил, что почти все найденные семена обладают либо низкой ценностью, либо вообще ей не обладают.

Однако во время экспедиции Рерих, игнорируя по большей части порученную ему миссию, погрузился в азиатскую политику, тщетно побуждая буддийские массы к революции. Первая деловая встреча Рериха после отъезда из США в экспедицию была в Японии с военным министром Хаяси Сэндзюро, и целью встречи было исследование возможностей создания нового государства на северо-востоке Азии. Рерих также вел активную деятельность среди многочисленной русской эмиграции, став заметным культурным лидером. Это вызвало недовольство властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция. Также это привлекло внимание белогвардейской контрразведки, которая, установив факт посещения Рерихом Москвы и его теософские увлечения, раздула скандал в прессе. Японские власти, поддержанные прояпонскими кругами, были недовольны работой Рериха по объединению эмиграции на Дальнем Востоке и провели кампанию в харбинской прессе по дискредитации культурной миссии Рериха. Японская цензура арестовала весь тираж отпечатанной в типографии книги Н. К. Рериха «Священный дозор». После публикации скандальной статьи в газете «Чикаго Трибьюн» в июне 1935 года, где сообщалось о военных приготовлениях экспедиции у границ Монголии, министр Уоллес прервал отношения с Рерихами, поскольку они могли испортить ему репутацию в глазах избирателей.

Экспедиция была досрочно прекращена в Шанхае 21 сентября 1935 года. Лишение поддержки со стороны Г. Уоллеса и бизнесмена Л. Хорша в конце 1935 года привело к разрушению деятельности всех рериховских учреждений в США.

 

Пакт Рериха и Знамя Мира

В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании» — писал он. Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорится и в книгах Живой Этики.

В широкое понятие Культуры Н. К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Рерих, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.

 

Создание и подписание Пакта

В 1929 году Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии — религия, искусство и наука в круге культуры.

За международную культурную деятельность и инициативу Пакта в 1929 году Рерих был выдвинут соавтором Пакта Шклявером Г. Г. на Нобелевскую премию мира.

В 1929 году текст проекта Договора с сопроводительным обращением Н. К. Рериха к правительствам и народам всех стран публикуется в прессе и рассылается в правительственные, научные, художественные и образовательные учреждения всего мира. В результате, в ряде стран были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.

Рерих надеялся, что Пакт будет иметь воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества», — говорил Николай Рерих. Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс и др.

Государственный департамент США счёл пакт «бесполезным, слабым и неисполнимым». 30 августа 1933 года правительство сообщило о ненужности Пакта Рериха, поскольку все пункты этого документа уже включены в Гаагскую конвенцию 1907 года, принятую Соединёнными Штатами на государственном уровне. Однако одобрение договора президентом Ф. Рузвельтом и пропаганда Пакта со стороны министра Генри Уоллеса, считавшего в тот период Рериха своим Гуру, возобладали над оппозицией Госдепартамента. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне при личном участии Франклина Рузвельта. Документ был ратифицирован 10 из 21 стран американского континента.

23 июня 1935 г. в Америке разразился скандал, спровоцированный статьёй пекинского журналиста Джона Пауэлла в газете «Чикаго Трибьюн», и касавшийся Маньчжурской экспедиции Рериха. В результате скандала Генри Уоллес досрочно прекратил экспедицию Рериха и сделал всё, чтобы аннулировать Пакт. Для этого 24 октября 1935 года он разослал серию писем официальным лицам и послам латиноамериканских государств и практически всех европейских держав, сообщая о «тех, кто фанатично продолжает свою политику, возвышая имя, а не идеал» (всего в 57 стран). Разуверившись в Рерихе, Уоллес даже попытался переименовать Пакт Рериха.

Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. В 1954 году Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта».

Идеи Пакта нашли отражение и в искусстве Николая Рериха. Эмблему «Знамени Мира» можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина «Мадонна-Орифламма».

 

Вторая мировая война

Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа.

В годы войны художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот период он создаёт ряд картин — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.

 

Последние годы жизни

В Индии Николай Рерих был лично знаком с известными индийскими философами, учёными, писателями, общественными деятелями.

В 1942 году Николай Рерих принимал у себя в Кулу борца за свободу Индии Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди. Вместе обсуждали судьбу нового мира, в котором восторжествует долгожданная свобода покорённых народов. Индира Ганди вспоминала:

«Мой отец и я имели счастье знать Николая Рериха. Он был одним из наиболее впечатляющих людей, которых я когда-либо встречала. Он сочетал в себе современного ученого и древнего мудреца. Он жил на Гималаях много лет и постиг дух этих гор, отображая их бесчисленные настроения и сочетания красок. Картины Николая Рериха вдохновили многие новые течения среди наших художников».

В Индии художник продолжает работать над серией картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др. Выставки мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало большое количество людей.

Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.

В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».

 

 

Наследство

После смерти Николая Константиновича Рериха выяснилось, что в своём завещании он написал: «Настоящим завещаю всё моё имущество, картины, литературные права… в пожизненное пользование жене моей Елене Ивановне Рерих. После же неё всё указанное имущество завещаю Всесоюзной Коммунистической партии». Исполнителями своего завещания Рерих назначил И. В. Сталина, наркома иностранных дел Г. В. Чичерина и генконсула СССР в Китае А. Быстрова.

В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Более 400 картин были переданы государству и составили основу экспозиции соответствующего раздела Музея искусства народов Востока. Наиболее же ценные картины, семейный архив, произведения искусства народов Востока и другие вещи Ю. Н. Рерих хранил в своей квартире. Он скончался в 1960 году, а значительная часть наследства Н. К. Рериха продолжала оставаться в его квартире, поскольку принятие решения Министерством культуры СССР о создании мемориального музея-квартиры затянулось. В квартире же остались проживать бывшая домработница Н. К. Рериха и её муж, которые категорически отказались отдавать не принадлежавшие им ценности.

Другая часть наследства оставалась в Индии, во владении младшего сына Рериха, Святослава. В 1974 году, в связи с празднованием в СССР юбилея Николая Рериха, Святослав Николаевич привёз из Индии собрание картин своих и отца. Картины широко экспонировались и позже были переданы в Государственный музей Востока. В 1990 году другая часть из принадлежавшего Святославу Рериху имущества отца была им передана Советскому фонду Рерихов.

 

Рериховское движение

Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж), Болгария (София). В 1920-е и 1930-е годы начали создавались общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха со стороны бизнесмена Луиса Хорша и политика Генри Уоллеса, движение пошло на спад.

Одним из наиболее активных было Рериховское общество в Латвии. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. За короткий промежуток времени издательство Латвийского общества выпустило в свет около 50 книг, периодическое издание и др. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии.

Рериховские общества, кружки и группы существовали также в Германии, Швейцарии («Корона Мунди»), Эстонии, Маньчжурии (Харбин).

Сегодня рериховские организации работают в некоторых странах Европы, Америки и Азии, а также в Австралии. Рериховские общества существуют в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Грузия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония.

 

 

Музеи Рериха

Музей Рериха в Нью-Йорке

Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша. В то время это был единственный в Америке музей, посвящённый творчеству только одного художника. С 1929 года музей и все рериховские учреждения размещались в специально построенном здании на месте прежнего музея — 29-этажном небоскребе The Master Building. Однако конфликт между Рерихами и Хоршем, начавшийся в 1935 году, привёл к разорению всех американских организаций Рериха и, в том числе, к закрытию музея.

Благодаря усилиям Елены Рерих, Кэтрин Кемпбелл-Стиббе и Зинаиды Фосдик в 1949 году в Нью-Йорке был открыт другой Музей Николая Рериха. Он является старейшим в мире центром, представляющим живопись Рериха и распространяющим репродукции его картин и многочисленные книги о нём, о его жизни и творчестве.

 

Музей имени Рериха в Риге (1933—1940)

Музей имени Рериха в Риге был создан в 1933 году Латвийским обществом Рериха по инициативе Н. К. Рериха. Основу экспозиции составили сорок полотен Н. К. Рериха, среди которых «Брамапутра» (1932), «Твердыня Тибета» (1932), «Часовня св. Сергия» (1936), «Кулута» (1937), гималайские и монгольские пейзажи. Музей просуществовал до 1940 года. В январе 2010 года на здании, в котором находился музей, была открыта памятная доска.

 

Музей Международного центра Рерихов в Москве

В итоге сложных и драматических событий был создан Музей имени Н. К. Рериха при общественной организации «Международный центр Рерихов», директором которого является Людмила Шапошникова.

Первая экспозиция была открыта в музее 12 февраля 1993 года. В залах музея проходят ежегодные международные научно-общественные конференции с участием крупных учёных и общественных деятелей, организуются выставки и концерты, читаются лекции, посвящённые рериховскому наследию.

 

Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре

В имении Извара под Санкт-Петербургом с 1984 года открыт Музей-усадьба Н. К. Рериха, представляющий собой уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей Рериха. В настоящее время Музейный комплекс размещается на 60 га и включает 9 усадебных построек XVIII — начала XX века, старинный парк, родниковые озера.

Усадьба Извара была приобретена в 1872 году К. Ф. Рерихом, отцом художника. Семья Рерихов владела усадьбой в период с 1872 по 1900 год. В 1910-е годы Министерством Юстиции имение было приобретено у последних владельцев для Санкт-Петербургской детской земледельческой колонии, архитектурный ансамбль которой (архитектор А. А. Яковлев, 1916) дополнил облик усадьбы и в настоящее время входит в комплекс Музея.

Музей проводит конференции, праздники, поэтические и музыкальные вечера, международные миротворческие акции. С 2002 года на территории Музея-усадьбы действует комплексная научная экспедиция по изучению природы Извары, проводятся археологические исследования. 31 июля 2006 года губернатором Ленинградской области В. П. Сердюковым было подписано Распоряжение о разработке проекта создания Особо охраняемой природной территории «Памятник природы» в границах Музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре.

 

Музей семьи Рерихов в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Основу мемориальной экспозиции Музея-института составило наследие, сохранённое племянницей Елены Рерих Л. С. Митусовой и её семьёй. За несколько лет существования музея владельцы частных коллекций передали музею ряд художественных и других экспонатов. На сегодняшний день его фонды насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов.

 

Музей Н. К. Рериха в Новосибирске

Дом-музей Рерихов в Улан-Баторе

 

 

Награды

Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира.

Кавалер югославского ордена Святого Саввы.

Кавалер ордена Почётного легиона Франции.

Кавалер королевского шведского ордена Полярной звезды.

 

Список организаций, членом которых состоял Н. К. Рерих (45 ед.)

Действительный член Российской академии художеств.

Основатель Института объединённых искусств в Нью-Йорке (США).

Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).

Почётный директор Музея имени Н. К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.

Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).

Действительный член Португальской академии (Коимбра).

Действительный член Реймской академии (Франция).

Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).

Почётный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).

Вице-президент Общества Марка Твена (США).

Вице-президент Американского института археологии (США).

Почётный член Просветительского общества Бенареса (Индия).

Почётный член Общества Мора (Франция).

Член Красного Креста (Франция).

Член Общества по изучению древностей (Франция).

Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).

Член Осеннего салона (Париж).

Пожизненный член Общества антикваров (Париж).

Почётный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).

Почётный покровитель Исторического общества при академии (Париж).

Почётный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).

Член-учредитель Этнографического общества (Париж).

Почётный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).

Почётный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).

Почётный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).

Почётный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).

Почётный президент Латвийского общества Рериха (Рига).

Почётный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.

Почётный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).

Член Института Джагадиса Бозе (Индия).

Член Нагати Прачари Сабха (Индия).

Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).

Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).

Почётный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) [Международный буддийский институт (США)].

Почётный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).

Почётный член Общества Люзас (Париж).

Почётный член Лиги в защиту искусства (Париж).

Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).

Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).

Почётный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).

Почётный член Общества Браурведа (Ява).

Почётный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).

Почётный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).

Президент Лиги культуры (США).

Почётный президент Американо-русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).

 

 

 

Основные труды Н. К. Рериха

Искусство и археология // Искусство и художественная промышленность. СПб., 1898. № 3; 1899. № 4—5.

Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца. СПб., 1899.

Каменный век на озере Пирос. СПб., 1905.

Собрание сочинений. Кн. 1. М., 1914.

Пути Благословения. Нью-Йорк, 1924.

Сердце Азии. Southbury, 1929.

Держава Света. Southbury, 1931.

Твердыня Пламенная. Нью-Йорк, [1933].

Знамя Мира. Харбин, 1934.

Священный Дозор. Харбин, 1934.

Врата в Будущее. Рига, 1936.

Нерушимое. Рига, 1936.

Алтай — Гималаи: Путевой дневник. М., 1974.

Из литературного наследия. М., 1974.

Цветы Мории: Стихотворения. М., 1984.

Сказки. Л., 1991.

Обитель света. М., 1992.

Берегите старину. М., 1993.

Древние источники. М., 1993.

Художники жизни. М., 1993.

Молодому другу. М., 1993.

Урусвати. М., 1993.

Восток — Запад. М., 1994.

Культура и цивилизация. М., 1994.

О Великой Отечественной войне. М., 1994.

Шамбала. М., 1994.

Душа народов. М., 1995.

Листы дневника. В 3 т. М., 1995—1996.

Shambhala. New York, 1930.

Banner of Peace. New York, 1931.

Himalayas — Abode of Light. Bombay, 1947.

Adamant. New York, 1967.

 

 

 

Оценки Н. К. Рериха и его творчества

По просьбе Рериха весной 1919 года Л. Андреев написал статью «Держава Рериха»:

…Рерихом нельзя не восхищаться… богатство его красок беспредельно… путь Рериха — путь славы… Гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением.

 

Николай Гумилёв дал высокую оценку творчеству Рериха:

Рерих — вот высшая степень современного русского искусства… Манера его письма — могучая, здоровая, такая простая с виду и такая утончённая по существу — меняется в зависимости от изображаемых событий, но всегда раскрывает лепестки одной и той же души, мечтательной и страстной. Своим творчеством Рерих открыл непочатые области духа, которые суждено разрабатывать нашему поколению.

 

Премьер-министр Индии Джавахарлала Неру:

Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно — тысячи картин, и каждая из них — великое произведение искусства.

 

Академик Российской академии наук Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал о Н. К. Рерихе:

Н. К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования.

Также Лихачёв считал Рериха, наряду с Ломоносовым, Державиным, Пушкиным, Тютчевым, Соловьевым и др. одним из «наиболее сильных и оригинальных мыслителей на Руси», которые внесли вклад в познание мира путём его художественного осмысления.

 

В октябре 2011 года, на вручении премии имени Николая Рериха, Леон.Мих. Рошаль сказал следующее:

Рерих для меня — это огромное преклонение перед человеком-гуманистом, который все время искал, который имел планы, осуществлял планы. Во всем у него была идея объединять людей и противиться всему тому недоброму, что есть в мире.

 

В октябре 1975 года премьер-министр Индии Индира Ганди, лично знавшая Н. К. Рериха, высказала следующее мнение о русском художнике:

Его картины поражают богатством и тонким ощущением цвета и, прежде всего, замечательно передают таинственное величие природы Гималаев. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой все окружающее пространство. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией… Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей. Я знаю также, что Н. К. Рерих и его семья во многом способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о Советской стране.

 

Президент России Владимир Путин так отозвался о Н. К. Рерихе (ответ на вопрос: Какие у Вас ассоциации с Индией?)

Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее духовной близости наших народов…

Россия и Индия отметили важность сохранения и поддержки уникального художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы.

- из совместного заявления сторон по результатам визита В. В. Путина в Индию 3—5 декабря 2002 года.

 

 

 

Память о Н. К. Рерихе

В 1974 году 100-летний юбилей Н. К. Рериха был включен ЮНЕСКО в «Календарь памятных дат великих личностей и событий (1973—1974)».

В Москве на территории усадьбы Лопухиных перед Музеем имени Н. К. Рериха установлен памятник Н. К. и Е. И. Рерихам.

В честь Н. К. Рериха названа одна из улиц в центре Риги.

В деревне Извара Ленинградской области, где Николай Рерих жил долгое время, с 1984 года действует Музей-усадьба Н. К. Рериха.

В Санкт-Петербурге действует Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха и музей семьи Рерихов.

В 1999 году Банком России были выпущены две памятные монеты, посвящённые 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха.

В честь Н. К. Рериха назван теплоход «Художник Николай Рерих».

В 2003 году была учреждена международная премия имени Николая Рериха, в честь 300-летия Санкт-Петербурга, и с тех пор присуждается ежегодно.

В 2007 году новый авиалайнер «Аэрофлота» был назван в честь Николая Рериха.

Знакомство с жизнью и творчеством Николая Рериха включено в обязательную программу обучения старшеклассников в индийском штате Химачал-Прадеш. Такое решение принял Совет по образованию этого региона на севере Индии, где долгие годы жили Николай Рерих и его семья. По словам председателя Совета по образованию штата Химачал-Прадеш Чаман Лал Гупта, подрастающее поколение должно знать о жизни и наследии такой необычайной личности. «Мы гордимся, что именно Химачал-Прадеш стал для Рериха тем местом, которое в индийской традиции принято считать предопределённым человеку судьбой», — отметил Чаман Лал Гупта.

25-26 марта 2008 года в рамках года России в Индии в Нью-Дели прошёл российско-индийский фестиваль «Рерихи и культурно-духовное единство России и Индии», приуроченный к 80-летию со дня основания Рерихами в Наггаре (долина Кулу) Института гималайских исследований «Урусвати» и 100-летию со дня рождения выдающейся индийской киноактрисы Девики Рани Рерих супруги младшего сына Н. К. Рериха -С. Н. Рериха. В декабре 2008 года на церемонии закрытия года России в Индии Президент России Дмитрий Медведев отметил: «Год России в Индии полностью оправдал наши ожидания. В его рамках прошло свыше 150 мероприятий. Но, конечно, впечатляет не только их количество, но и неординарность этих событий. Это и Фестиваль российской культуры, и совместная работа по сохранению наследия семьи Рерих»

В сентябре 2009 года открыт памятник Н. К. Рериху на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае.

В рамках празднования 135-летия со дня рождения Н. Рериха 11 ноября 2009 года в одном из крупнейших университетов индийской столицы «Джамия Миллия Исламия» (Нью-Дели) состоялось торжественное открытие фотовыставки «Знамя Мира — Пакт Рериха», организованное Представительством 

Россотрудничества в Индии совместно с Академией исследований третьего мира (ATWS-JMI)

К празднованию 75-летия подписания Пакта Рериха в 2010 году приурочен Международный выставочный проект «Рериховский век» (Санкт-Петербург), в котором приняли участие более 70 музеев, библиотек, архивов и частных собраний из 33 городов России и мира.

9 ноября 2010 года открыт памятник Н. К. Рериху в Санкт-Петербурге. Памятник из карельского гранита высотой 3,5 метра установили в саду «Василеостровец» на пересечении Большого проспекта с 25-й линией Васильевского острова. Скульптор В. В. Зайко и архитектор Ю. Ф. Кожин.

В честь Н. К. Рериха назван новый вид наездников из Непала, Lathrolestes roerichi Reshchikov, 2011

В 2013 году Международный астрономический союз назвал именем Н. К. Рериха кратер на Меркурии

15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории Николаем Степановичем и Людмилой Ивановной Черных был открыт малая планета (астероид) в Солнечной системе и названа в честь семьи Рерихов. Зарегистрирован астероид под номером 4426.

В октябре 1999 года в своём выступлении в Музее имени Н. К. Рериха об этом событии астроном Н. С. Черных, открывший более 500 астероидов, сказал: «Название было утверждено специальной комиссией Международного астрономического союза, состоящей из 11 представителей разных стран мира. Только при единогласном мнении название принимается. Появление малой планеты „Рерих“ — это международное признание творчества и выдающихся достижений Рерихов».

 

Географические объекты, названные в честь Н. К. Рериха:

Пик и перевал имени Н. К. Рериха на Алтае

15 августа 1963 года в День независимости Индии томские альпинисты В. Сыркин, Г. Шварцман, А. Иванов, В. Петренко, Л. Спиридонов, Г. Скрябин, В. Слюсарчук, Ю. Саливон, Б. Гусев, С. Лобанов поднялись на ранее безымянную вершину и назвали её именем Н. К. Рериха.[213]

Рядом с пиком Рериха находится перевал, также названный в его честь.

Ледник и перевалы имени Н. К. Рериха на Тянь-Шане

На Тянь-Шане находятся два перевала и ледник, названные в честь Н. К. Рериха.

Перевал Рериха расположен на хребте Сарыжаз. Высота перевала — 4320 метров. Он соединяет долины рек Чонташ, Тюз и Ачикташсу. Первопрохождение перевала выполнено группой альпинистов под руководством А. Посниченко.

Второй перевал, названный именем Н. К. Рериха, расположен в северо-западной части хребта Ак-Шийрак и соединяет среднюю часть ледника Петрова и долину реки Сары-тор. Высота перевала — 4500 метров.

Ледник Николая Рериха расположен на высоте 3700 метров и берёт своё начало на Аламединской стене.

 

Почтовые марки с изображением Н. К. Рериха и его творчества

1974, СССР — Министерством связи СССР был издан маркированный конверт. На нём изображён портрет Н. К. Рериха на фоне его картины «Заморские гости». В этом же году вышла марка с изображение этой картины.

1974, Индия — выпущена юбилейная марка, на которой изображён аверс памятной медали, созданной в 1929 году в Париже по случаю 40-летия художественной, научной и общественной деятельности Н. К. Рериха.

1977, СССР — Министерством связи СССР выпущено две марки с изображением церкви Святого Духа в Талашкино, над входом которой выполнена мозаика «Спас Нерукотворный» по эскизам Н. К. Рериха.

1978, Болгария — выпущена марка с фрагментом портрета Н. К. Рериха, выполненного С. Н. Рерихом. Кроме марки был выпущен конверт первого дня, а на главпочтамте Софии 5 апреля 1978 года проводилось гашение штемпелем первого дня.

1986, Мексика — выпущена марка с купоном, посвящённая Международному году мира (Año Internacional de la Paz). На марке — эмблема ООН и символ Знамени Мира Н. К. Рериха, подписи — «ONU» (ООН) и «Pax Cultura» (Пакт Культуры).

1990, СССР — вышли две марки, посвящённые Советскому Фонду культуры. На одной из них воспроизведена картина Н. К. Рериха «Ункрада» (1909), на второй — картина «Псково-Печорский монастырь».

1999, Россия — издательским центром «Марка» Министерства связи и массовых коммуникаций России был выпущен маркированный конверт «Русский художник Н. К. Рерих. 1874—1947» к его 125-летию. На марке изображён фрагмент портрета Н. К. Рериха, написанного С. Н. Рерихом в 1934 году, на фоне фрагмента картины Николая Рериха «Книга жизни».

2001, Россия — издательским центром «Марка» Министерства связи и массовых коммуникаций России выпустил маркированный конверт, посвящённыйМеждународному договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакту Рериха). На иллюстрации — картина Н. К. Рериха «Пакт Культуры. Знамя Мира» (1931).

2003, Молдавия — выпущена марка с изображением картины «Пакт Культуры. Знамя Мира» (1931), как и на российской марке 2001 года.

2008, Россия — издательским центром «Марка» выпущен конверт, посвящённый Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха (1923—1928).[215]

 

Международные организации, фонды и музеи

Научный отдел наследия Рерихов в Государственном Музее Востока

Музей Николая Рериха (Нью-Йорк)

Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха (Москва)

Международный Совет Рериховских организаций имени С. Н. Рериха (Москва)

Международный Мемориальный Трест Рерихов (Наггар, Индия)

Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре (Санкт-Петербург)

Музей-институт семьи Рерихов (Санкт-Петербург)

Исследовательский Фонд Рерихов (Санкт-Петербург)

Одесский Дом-музей им. Н. К. Рериха (Одесса)

Рериховские организации

Музей Н. К. Рериха (Новосибирск)

Мемориальный Дом-музей Н. К. Рериха на Алтае (с. Верхний Уймон)

Сибирское Рериховское Общество (Центр Новосибирск)

Кузбасское Рериховское Общество (Центр Новокузнецк)

 

Видеофильмы

«Николай Рерих — Вестник Красоты». 2008 год

«Время собирать камни…» — документальный фильм о Пакте Рериха. Режиссёр Валерий Шатин, 2007 год.

«Письмена. Николай и Святослав Рерихи». 2005 год.

«Художник Николай Рерих». СССР, 1958 год

«Николай Рерих». Студия «Киевнаучфильм», 1976 год

«Легенда о первой тайне Космоса». Студия «Киноискусство», 2011 год

 

Интересные факты

В 1912 году на могиле композитора Н. А. Римского-Корсакова был установлен памятник в виде древнего новгородского креста, выполненный по эскизу Н. К. Рериха

Известный историк и востоковед Л.Н. Гумилев использовал фрагмент картины Н. К. Рериха «Цветы Тимура. Огни победы» (1931) для оформления обложки своей книги «Хунну» (1960)

12 апреля 1961 года, во время первого полёта в космос, космонавт Юрий Гагарин записал в бортовом журнале:

Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха

5 июня 2013 года картина Рериха «Труды Богоматери» была продана на торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне за 7,88 миллиона фунтов стерлингов. Это мировой рекорд для картины русского художника.

 

 

Поделиться:



    Ваши комментарии

    Ф.И.О.:
    E-mail: Ваш e-mail не будет опубликован
    Сообщение:
    Введите ответ:
    Все поля обязательные для заполнения.